Tilda Publishing

Лечение от СДВГ

Предлагаю методику. Но она нуждается в проверке.
космос палех
Дети-рыбаки
Жила-была у моего брата собака Грета — ублюдошнъй бультерьер тигровой масти.

Ублюдошнъй, не столько потому что тогда все тигровые бультерьеры считались браком, сколько потому что бедная Грета страдала СДВГ (выглядело, во всяком случае, очень похоже). Это сейчас модный диагноз. Если ребенку скучно слушать учителя, который монотонно зудит у доски, и он вертится — ему ставят диагноз — Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность, после чего обкалывают дорогостоящими препаратами (нужно же как-то поддерживать фармакологическую отрасль), в отчаянных попытках превратить в овоща, чтобы как-то спасти одноклассников, которым может достаться линейкой в глаз.

У нашей Греты эта особенность проявлялась в том, что ей постоянно было дурно, ее как будто мутило, и она с трудом воспринимала окружающую обстановку. Усидчивости, как водится при таком отклонении, тоже не было: иногда она начинала ловить собственный хвост. А поскольку это была не маленькая собачка, а бультерьер — зрелище взору представало устрашающее.

Жена брата пыталась остановить Грету при помощи шарфа, когда та ловила хвост, но однажды она его все-таки поймала. Мне посчастливилось лицезреть, потому что я в тот момент находился в прихожей, куда Грета, по собачьему обыкновению, вышла меня встречать.

Представьте: здоровенный тигровый бультерьер с низким и страшный ревом начинает вертеться, подобно особенно глупой болонке — прибегает Наталья с шарфом — и в этот момент собака настигает самый кончик собственного хвоста — кровища летит веером по стенам. Долго пришлось отмывать.

Так вот, к чему это я: СДВГ у нашей Греты выключался. Элементарным образом. Без лекарств. Помню, мы с ней долго гуляли по берегу Ягорбы и Шексны, после чего она превратилась в обыкновенную собаку. И каждый раз она превращалась в обыкновенную собаку после физической нагрузки. Значительной физической нагрузки. Что наводит на мысль о том, что британские ученые опять что-то придумали нескладное. Или для спасения фармакологической отрасли (от микроскопического уменьшения сверхдоходов) или просто в силу того, что они — британские ученые. Что, если дети с СДВГ это обычные дети, но с высоким потенциалом физической энергии? Что, если они вылечиваются футболом?

Смотрите, какая сложилась ситуация в так называемых цивилизованных странах: сначала там придумали сложные машины и устранили всякую необходимость в ручном труде и любой физической нагрузке, затем спохватились, и стали делать тренажеры, строить спортзалы и беговые дорожки. Но кто ими пользуется? Некоторые люди. Иногда некоторые люди. Среднего и высшего класса. Тем временем, что у нас в бэкграунде? и особенно у рабочего класса? — тысячелетия тяжелого физического труда.

Труд рабочих тяжел, раньше он был еще намного тяжелее, еще раньше все они были крестьянами (когда-то и все были крестьянами), а крестьянский труд еще тяжелее — и почему нужно думать, что генетика по крайней мере некоторых современных детей не рассчитана на то, что их загонят в шахту, где они будут катать тележку по шестнадцать часов в день? Всего несколько поколений назад дети работали в шахтах. А также на заводах и в поле. Но и детей высшего класса учили верховой езде, драться на шпагах, танцевать. А не одной физике-математике-географии-химии-сексу-религии-наркотикам-литературе-биологии.
Труд иногда был тяжел настолько, что жилы рвались. В прямом смысле этого слова.

Также, почему нужно думать, что генетика многих современных детей (и взрослых) не рассчитана на то, что силы нужно беречь? Ведь если выживание зависит от тяжелого физического труда, то важно не только иметь много энергии, но и уметь не тратить ее попусту. Помню, мой одноклассник Сергей говорил, что терпеть не может гантели, бег и любое занятие, не приносящее иного результата, кроме усталости. При этом выглядел Сергей так, что за плугом ему в самый раз.

Человек не будет прилагать физические усилия просто так. Иначе не было бы тонн макулатуры о том, как себя мотивировать.
Таким образом, массы людей с высоким энергетическим потенциалом избавлены от тяжелого физического труда, тренажеры же они — во-первых, не любят — во-вторых, никакие тренажеры, никакие велосипеды и беговые дорожки не дадут тот уровень физической нагрузки, который дает необходимость. Простой отказ от машины в пользу общественного транспорта дает нагрузку значительно большую, чем любые пробежки. Владельцы фитнес-центров и тренажерных залов прекрасно знают цену благим намерениям, поэтому всеми силами продвигают подписку на год.

И вот к детям, недавние предки которых ползали по шахтам, и которым бы побегать, да они не хотят (хотят и не хотят), подбираются люди в белых халатах с таблетками и шприцами. Надеюсь, они хотя бы не смеются при этом, как доктор Зло.

На самом деле положение серьезное, потому что новые хозяева Грету, в итоге, усыпили.

Видно, не дошли руки сделать подобие беличьего колеса.

Еще раз, кратко: почему дети «хотят и не хотят» интенсивного движения? Хотят — потому что много энергии. Не хотят — потому что есть механизм торможения, обеспечивающий экономию энергии, продуктивное (с практическим результатом) использование которой раньше было категорически необходимо для выживания.

Возможно, СДВГ — это сочетание высокой энергичности с сильным внутренним механизмом торможения активности, действующим как цепь, которая время от времени рвется. Когда Грета была дома, она, по большей части, лежала. А иногда взрывалась и носилась за хвостом. Вылитый СДВГ. После сильной физической нагрузки вела себя как обычная собака. Вот лайки — собаки с невероятным уровнем энергичности. Но они никогда не остаются без движения — дома ли, не дома ли. Можно было бы сделать эксперимент: лишить лаек активности, и посмотреть, не появятся ли признаки СДВГ, но как их лишить активности? Грета была бультерьер, и вела себя как бультерьер. Отбитая обратная связь — тело требует движения, но до сознания это не доходит.

Как в моем случае с водой: я не чувствую жажды, поэтому искусственно пью столько, сколько нужно, умом заставляя себя постепенно выпить по термосу теплой воды (0,8 литра) до завтрака, до обеда и до ужина.

Как обойти упомянутый механизм? Поставить в школах тренажеры, которые требовали бы совершения каких-либо невредных физических действий и вознаграждали бы за них. Возможно, лучше всего сработает совмещение с игровым автоматом: покрутил на себя (временами вниз, временами вверх) большое тугое колесо — тебе выпали четыре картинки. Если совпадут все — получишь приз. А то денег не напасешься.

А и то сказать: можно же сделать тренажер в виде тележки для угля и проложить для него рельсы в какой-нибудь действующей шахте. Вознаграждать деньгами в конверте.

Или в виде швабры. Садовых ножниц. Лопаты.

Нужны естественные нагрузки и вознаграждение.

Почему многие дети избавляются от СДВГ во взрослом возрасте?

Потому что нет правозащитников и юристов, которые считают физический труд взрослых людей злодеянием, в отличие от детского. И некоторые такие дети, став взрослыми, находят работу с физической нагрузкой.

Потому что взрослого человека не обязательно заставляют сидеть и не шевелиться по многу часов в день.

Потому что взрослый человек всегда лучше позаботится о своих потребностях. Например, полюбит какое-то дело (за садом ухаживать), именно по причине обратной связи, но не на уровне чувства в теле, а на аналитическом, умственном уровне — заметит, что ему лучше становится — и станет им заниматься. Тогда как ребенок делает то, что ему говорят взрослые.

Почему некоторые (30%), а не все? Потому что с физической работой и для взрослых негусто (для детей ее просто нет), она непрестижная, искать ее ради здоровья люди не станут из-за упомянутой нелюбви к непродуктивным нагрузкам и потому что им никто не подал такую мысль. На нагрузки может не хватить времени, ведь человек не всегда имеет широкий выбор — работа такая, которую нашел, а ведь есть и еще дела — и они тоже могут быть не связаны с интенсивным движением.

Если до сознания не доходит, что организму нужно движение, если это не чувствуется, то организовать его при помощи воли не так просто.

Опять параллель с моими термосами: если я не буду организовывать свое питие, проявляя чудеса дисциплинированности, нет ни малейшего шанса, что буду получать столько воды, сколько нужно. Пока голова не заболит, не пойму, что воды пью мало. Так ведь и это — продукт высшей нервной деятельности: многие люди не знают, что у них голова болит от обезвоженности, а потому и в этом случае не станут пить.
Отказ от ответственности:

На самом деле я, конечно, не знаю, что такое СДВГ. Только предполагаю. Но и никто не знает. А потому высказанное здесь предположение не плохо было бы проверить.
Как проверить?

Провести исследование в Таиланде, Лаосе, Бирме среди крестьянских детей, не ходящих в школу, на наличие СДВГ. Без отрыва от обычного образа жизни.

Поинтересоваться, просто на всякий случай, нет ли гиперактивности после рабочего дня у детей, которые таскают кирпичи по двенадцать часов семь дней в неделю где-нибудь в Непале.

Сделать экспериментальные классы в развитых странах для больных детей, в которых они будут мыть школу, пока другие дети учатся чередовать физкультуру и занятия в классе — один урок физкультуры, один — сидячий.

Ведь и обычные, здоровые дети намного усидчивее после физкультуры. Почему же не предположить, что у детей с СДВГ то же самое, только более ярко выражено?

Обычная биологическая вариативность: кто-то выше ростом, кто-то ниже, кто-то сильнее, кто-то слабее, у кого-то глаза больше, у кого-то меньше — и кто-то энергичнее, а кто-то быстро устает. И у кого-то инстинкт, заставляющий экономить усилия, действует активнее, у кого-то слабее.

Все-таки как-то закрепить лаек в станке, как делал академик Павлов, и посмотреть, не появятся ли на время признаки БДСМ СДВГ. Но, возможно, лайки и в станке так будут дергаться, что их мышцы достаточно устанут, чтобы сбить эксперимент.

Подумать: не появляется ли состояние, похожее на СДВГ, при сенсорной депривации? Ведь как можно заставить тех же лаек двигаться? — дать им стимулы, сказать: ой, какая собачка! — и прыжок до потолка обеспечен. А не двигаться? — не давать стимулов. Когда у людей крыша едет от сенсорной депривации — это не имеет черт сходства с СДВГ?

Проверить: не проходит ли СДВГ от альбендазола, ха, ха.

Понаблюдать за детьми: нет ли слишком слабого желания двигаться при объективной потребности в движении? Например, если ребенок не бегает на перемене, при этом не устает при значительной физической нагрузке, это может говорить о таком дисбалансе и отбитой обратной связи. Таким образом, проверить мысль: наследственное сочетание высокой энергичности и сильного нежелания двигаться дает СДВГ.

Еще одну проверить: что, если у ребенка огромный потенциал к развитию мышц, но он их не развивает — и этот невостребованный потенциал каким-то образом дает странные реакции в виде СДВГ?

Или же он бегает на перемене, но лично у него уровень энергичности такой, что ему нужно не только на перемене бегать, а и на стадионе.

Исследовать людей, избавившихся от СДВГ. Спросить, что они делали. Если скажут, что ничего, сравнить их образ жизни с образом жизни тех, кто не избавился: может быть, им только кажется что «ничего».

Тут можно десятки грантов съесть.

Я — прямая противоположность тем, у кого есть СДВГ, и потому могу написать этот текст (и намного более трудный), в отличие, скажем, от Греты, которая никогда бы не смогла это сделать.

Зато не могу делать множество дел, требующих значительной физической нагрузки.

А вот одна наша знакомая, когда у нее не было столько детей, как сейчас, мыла квартиру ежедневно два раза просто потому, что надо было куда-то девать силы. Трое у нее тогда было детей. Всего-то. Сейчас пятеро.

Уровень энергичности сильно отличается от человека к человеку. Подорванность тоже.

Труд детей не аморален. Аморален вред, причиняемый детям. Вред — от отсутствия труда, от слишком тяжелого труда, от опасного, вредного труда, от недостатка образования, отдыха, здоровых отношений и любой диспропорции и дисгармонии.

Если ребенок усидчив и ему нравится что-то делать, применяя мозг — почему ему не делать это? Если же у него мозг генетически не слишком приспособлен к решению абстрактных задач, зато уровень энергии такой, что руки дергаются, когда он за партой сидит (при этом на перемене он почему-то не бегает) — может быть придумать для него другой способ развития способностей? — предполагающий выход энергии и развитие умений. И развитие мозга все равно тоже. Ведь если выход энергии найдется, то ребенок станет усидчивее, и до него станут доходить нужные вещи.

Только без бодибилдинга, ради всего святого. Или с ним, но без фанатизма и гормонов. Если это возможно. Боюсь, что нет: это как сигареты без никотина.

Труд детей, приносящий видимый результат — важен для их развития. Моя бабушка сидела на скамейке в избе и сучила пряжу. А мама, маленькой девочкой, свивала сотканные бабушкой нитки в клубок. Это был полезный труд, и он ей нравился. Так вот: моя мама трудилась всю жизнь, и сейчас, в семьдесят два года, трудится. Ей нравится, ей хорошо от труда. Она выучилась заочно и работала главным бухгалтером в организации, снабжавшей продуктами питания 250 тысяч человек, имея в подчинении десятки сотрудников. А главный бухгалтер это, надо сказать, не поросячий хвостик — это Шерлок Холмс и доктор Хаус в одном лице: пойдите, найдите потерянную копейку в тонне документов. И, я думаю, именно полезный, настоящий труд в детстве дал ей многое из того, что она имеет.

То же самое, но с разумной физической нагрузкой, некоторым людям, возможно, в самый раз.

Если бы этот мальчик поднимал гантельки, а не пустой ящик, нормально было бы?
А если бы этот играл с конструктором вместо ножниц и швейной машинки?
А вот это занятие — антистресс номер один. Нет ничего лучше для настроения, чем работа плечевого пояса:
Но нет, мы заберем этого ребенка в школу, заставим сидеть неподвижно, а когда ему станет плохо, добрые одноклассники полечат его травкой или порошочком. Если же у него возникнет СДВГ, это сделают взрослые дяди.

Большинство видов детского труда полезны для здоровья в разумных количествах. А большинство фотографий, представляющих детский труд, шокирующие. Потому что здоровье запечатлеть нельзя, а ребенка с тонной кирпичей на голове или спине — можно.
Тем временем, я, когда в детстве делал что-то подобное, был абсолютно, совершенно и безмятежно счастлив:
На последнем фото — добыча золота. На этом тоже:
Если бы в нашем дворе ребята могли намыть и продать немного золота, как эти дети, они не вылезали бы из воды. Да еще если бы она была теплая круглый год. Но эти не кажутся усталыми. И руки выглядят, как будто мокли недолго.
Некоторые снимки с детским трудом выглядят ужасающе, но остается вопрос: почему дети выглядят счастливыми? Почему практически все люди во многих, если не во всех неразвитых странах счастливы? Они постоянно улыбаются во весь рот. Почему в развитых странах, где мышечные усилия считаются злом, причем побежденным — эпидемия депрессии? избыточного веса?
Этот подросток работает на стройке.

А вот — дети-шахтеры после рабочей смены:
Почему они улыбаются, а не плачут?
Заберите этого мальчика в школу. Научите смотреть букой и хамить. Это пригодится ему в жизни.
Дети счастливы, когда двигаются, когда делают что-то руками. Они не хотят в школу, честное слово. Проблема только в избыточном или вредном труде. И в полной недоступности образования. Но меньше математики и больше движения тем детям, которые плачут от математики (как, например, Нашевсёпушкин), только на пользу. Математикой мучить детей не жестоко, если они не имеют к ней способностей? Может, томограф поможет получить шокирующие снимки мозга, измученного ею?

Вспомнил, что когда в детстве катался на велосипеде, появлялась мысль: как было бы здорово, если бы я не просто так ехал через пол города, а с каким-то поручением или делом. Эта мысль появлялась много раз. Выходит, я хотел работать почтальоном. Генетическая память, вероятно: в нашей стране детей приучали к труду с малых лет, и не только потому, что их услуги были нужны, а и чтобы не вырастить лоботрясов и бездельников. Это проявление заботы, а не эксплуатация. Даже без платы делать что-то полезное приятно, а если бы мне еще и платили, я был бы на седьмом небе.

Кто это сказал, не помню, что самая драма не среди работающих людей, а в парижских бистро среди рантье?

Вопрос:

Депрессия проходит от работы. При этом, человек в депрессии испытывает муки большие, чем в пыточной камере, и потому запросто может совершить самоубийство. Тогда почему к недостатку физических усилий нет негативного отношения, а к труду есть?

Ответ:

1. Нет леденящих душу фотографий с детьми, страдающими отсутствием занятия, зато есть таковые с работающими детьми. Как запечатлеть депрессию или СДВГ на фото?

2. Есть явная причинно-следственная связь вредных условий труда и болезней, тогда как связать депрессию, наркотики, курение и разврат со школой сложнее.

3. Инстинкт экономии усилий есть у всех, даже у депутатов Европарламента. Бессмысленные усилия кажутся злом, а при наличии машин труд людей бессмыслен.

4. Расисты такие... расисты.

Почему быть черным «плохо», а белым «хорошо»?

Что было бы, если бы все люди были черные, а расистов бы не было? Тогда кожа всех людей была бы хорошо защищена от ультрафиолета, медленнее старилась и меньше болела бы онкологическими заболеваниями. А что с теми людьми, которые живут там, где мало солнца? Во-первых, они были бы избыточно защищены от того солнца, которое есть. Во-вторых, чрезмерная чернота им не мешала бы. Как лишний слой кирпича на доме.

Так почему же быть черным «плохо»? Всю историю человечества большая часть работы делалась под открытым небом. А под солнцем люди загорают. Даже африканцы становятся темнее. Значит, цвет кожи говорит о статусе. Работать «плохо» из-за инстинкта экономии усилий, а быть черным «плохо», потому что черные работают.

Факт: в тех странах, где нельзя быть черным, нельзя быть и бедным и работать руками. То и другое считается злом из глубин преисподней.

Выглядит страшно:
Ведь не будь эти дети шахтерами, они могли бы стать гопниками музыкантами, врачами, учеными.

Не намного лучше:
Такие же дети в свободное от работы время:
Уже не так страшно. Но в любом случае, детям в шахтах делать нечего.

Как и на помойке:
А и то сказать: здесь дети работают на свалке за деньги, под присмотром взрослых, а в Новых Углах, под Череповцом, так просто одни шляются. Ну, не совсем «так просто» — просроченные продукты ищут. Если попросить их взять на экскурсию, они будут смеяться и говорить, что там вонь такая, что вы ее вынести не сможете — и ведь не возьмут. И над продуктами из магазина смеются — что есть их не могут (привыкли к просроченным).

Вполне возможно, тот уровень нагрузки, который дает гончарный круг и лепка руками, детям с СДВГ вполне достаточен, если мое предположение в целом верно:
Обратите внимание, дети с матерью. Они не отданы чужой тетке вместе с тридцатью другими бездельничающими детьми, которые им могут травмировать глаз карандашом, как моему племяннику. Так что нужно для того, чтобы дети оставались с отцом и матерью? — они должны вместе работать.

Но уж изводить детский труд, так изводить. Большая государственная машина нюансы не учитывает.

Один из них: можете себе представить юнгу на фрегате, который грубит боцману и стреляет в него резинкой с шариковой ручки? Нет. Работающие дети вовлечены во взрослую культуру. Они не создают патологическую детскую субкультуру, которая, со временем, начинает влиять на все общество.

У многих людей (а, скорее, у всех) голова отдельно от тела думать не может. Но у кого-то способность к абстрактному мышлению больше, у кого-то меньше.

Когда ребенок (и взрослый) что-то делает руками, он думает, на самом деле. Но не одной головой, а всем телом.

Есть у меня знакомый печник, так эта идея от него — о думании всем телом. По его словам, он, когда кладет печь, именно думает, но руками, а не одной головой.

Откуда взялось представление, что когда ребенок читает книгу или решает уравнение, он думает, а когда играет с конструктором или ухаживает за садом — нет?

Я пишу эту статью, сидя за новым рабочим столом весьма необычной конструкции — он позволяет сидеть в глубоком и удобном кресле, откинувшись — при этом за большим монитором. Таких рабочих мест в мире на данный момент нет. Задачу такую ставили, потому что запрос есть, но не решили по объективным причинам: из-за особенностей анатомии человека возникают существенные трудности. Я думал над ней годы, потому что для моей работы это критически важно. Но придумал руками, а не одной головой: когда стал делать прототип. И это несмотря на то, что могу начертить довольно сложный чертеж в уме. Абстрактное мышление имеет ограничения, обратная связь с реальным миром нужна. Особенно ребенку, который его только осваивает.

Также, появление диагноза СДВГ может быть связано с девайсами. Они сильно увлекают, обеспечивая нулевой уровень нагрузки.

Уже возник дефицит хирургов, связанный с ними. Для хирургии нужна развитая мелкая моторика, а девайсы ее не требуют: они сделаны так, что и кошка, если бы захотела, смогла ими пользоваться. Поэтому дети, проводящие много времени за смартфоном, не развивают ее.

А также дефицит всех без исключения профессионалов для работ руками.

Но тема детского труда — отдельная и большая.
Важное предупреждение для людей с IQ меньше 60 и (или) патологией чувства юмора:

Предложение сделать тренажер в виде тележки для угля — шутка. О том, что такое шутка можно почитать здесь.

Автор против нанесения вреда животным. При написании статьи ни одно животное не пострадало.

Автор против детского труда, связанного с любым вредом для ребенка.
Tilda Publishing
© 1997–2020 Игорь Клоков
Made on
Tilda