Как проверить?
Провести исследование в Таиланде, Лаосе, Бирме среди крестьянских детей, не ходящих в школу, на наличие СДВГ. Без отрыва от обычного образа жизни.
Поинтересоваться, просто на всякий случай, нет ли гиперактивности после рабочего дня у детей, которые таскают кирпичи по двенадцать часов семь дней в неделю где-нибудь в Непале.
Сделать экспериментальные классы в развитых странах для больных детей, в которых они будут мыть школу, пока другие дети учатся чередовать физкультуру и занятия в классе — один урок физкультуры, один — сидячий.
Ведь и обычные, здоровые дети намного усидчивее после физкультуры. Почему же не предположить, что у детей с СДВГ то же самое, только более ярко выражено?
Обычная биологическая вариативность: кто-то выше ростом, кто-то ниже, кто-то сильнее, кто-то слабее, у кого-то глаза больше, у кого-то меньше — и кто-то энергичнее, а кто-то быстро устает. И у кого-то инстинкт, заставляющий экономить усилия, действует активнее, у кого-то слабее.
Все-таки как-то закрепить лаек в станке, как делал академик Павлов, и посмотреть, не появятся ли на время признаки БДСМ СДВГ. Но, возможно, лайки и в станке так будут дергаться, что их мышцы достаточно устанут, чтобы сбить эксперимент.
Подумать: не появляется ли состояние, похожее на СДВГ, при сенсорной депривации? Ведь как можно заставить тех же лаек двигаться? — дать им стимулы, сказать: ой, какая собачка! — и прыжок до потолка обеспечен. А не двигаться? — не давать стимулов. Когда у людей крыша едет от сенсорной депривации — это не имеет черт сходства с СДВГ?
Проверить: не проходит ли СДВГ от альбендазола, ха, ха.
Понаблюдать за детьми: нет ли слишком слабого желания двигаться при объективной потребности в движении? Например, если ребенок не бегает на перемене, при этом не устает при значительной физической нагрузке, это может говорить о таком дисбалансе и отбитой обратной связи. Таким образом, проверить мысль: наследственное сочетание высокой энергичности и сильного нежелания двигаться дает СДВГ.
Еще одну проверить: что, если у ребенка огромный потенциал к развитию мышц, но он их не развивает — и этот невостребованный потенциал каким-то образом дает странные реакции в виде СДВГ?
Или же он бегает на перемене, но лично у него уровень энергичности такой, что ему нужно не только на перемене бегать, а и на стадионе.
Исследовать людей, избавившихся от СДВГ. Спросить, что они делали. Если скажут, что ничего, сравнить их образ жизни с образом жизни тех, кто не избавился: может быть, им только кажется что «ничего».
Тут можно десятки грантов съесть.
Я — прямая противоположность тем, у кого есть СДВГ, и потому могу написать этот текст (и намного более трудный), в отличие, скажем, от Греты, которая никогда бы не смогла это сделать.
Зато не могу делать множество дел, требующих значительной физической нагрузки.
А вот одна наша знакомая, когда у нее не было столько детей, как сейчас, мыла квартиру ежедневно два раза просто потому, что надо было куда-то девать силы. Трое у нее тогда было детей. Всего-то. Сейчас пятеро.
Уровень энергичности сильно отличается от человека к человеку. Подорванность тоже.
Труд детей не аморален. Аморален вред, причиняемый детям. Вред — от отсутствия труда, от слишком тяжелого труда, от опасного, вредного труда, от недостатка образования, отдыха, здоровых отношений и любой диспропорции и дисгармонии.
Если ребенок усидчив и ему нравится что-то делать, применяя мозг — почему ему не делать это? Если же у него мозг генетически не слишком приспособлен к решению абстрактных задач, зато уровень энергии такой, что руки дергаются, когда он за партой сидит (при этом на перемене он почему-то не бегает) — может быть придумать для него другой способ развития способностей? — предполагающий выход энергии и развитие умений. И развитие мозга все равно тоже. Ведь если выход энергии найдется, то ребенок станет усидчивее, и до него станут доходить нужные вещи.
Только без бодибилдинга, ради всего святого. Или с ним, но без фанатизма и гормонов. Если это возможно. Боюсь, что нет: это как сигареты без никотина.
Труд детей, приносящий видимый результат — важен для их развития. Моя бабушка сидела на скамейке в избе и сучила пряжу. А мама, маленькой девочкой, свивала сотканные бабушкой нитки в клубок. Это был полезный труд, и он ей нравился. Так вот: моя мама трудилась всю жизнь, и сейчас, в семьдесят два года, трудится. Ей нравится, ей хорошо от труда. Она выучилась заочно и работала главным бухгалтером в организации, снабжавшей продуктами питания 250 тысяч человек, имея в подчинении десятки сотрудников. А главный бухгалтер это, надо сказать, не поросячий хвостик — это Шерлок Холмс и доктор Хаус в одном лице: пойдите, найдите потерянную копейку в тонне документов. И, я думаю, именно полезный, настоящий труд в детстве дал ей многое из того, что она имеет.
То же самое, но с разумной физической нагрузкой, некоторым людям, возможно, в самый раз.
Если бы этот мальчик поднимал гантельки, а не пустой ящик, нормально было бы?