Что же до стрижек, мужчины немедленно сбрили себе на голове все волосы. Женщины завились кто во что и надели лосины. Первые стали выглядеть как выросшие в колхозе бандиты, вторые как проститутки.
Мне от такой моды сплошная выгода, поскольку лысина лучше всего маскируется полным сбриванием волос (а не шапочкой из них, как у Трампа или нестарого Лукашенко), но почему люди, у которых есть выбор, сделали его в пользу имиджа, словно их пленил диктатор и посадил в тюрьму — черная одежда и бритая голова?
«Вчерашний раб, усталый от свободы, возропщет, требуя цепей»? — поэтому?
В кинематографе тоже довольно странная ситуация. Тираны требовали, чтобы фильмы были качественные и не критиковали их тиранию. Когда пришла свобода делать любые, выбор пал в пользу треша. Нет, не прекрасных лент, которые боролись бы за свободу.
В литературе похожая ситуация.
Касательно дизайна помещений, мне нравится наблюдение дизайнера Лебедева о том, что от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Астрахани мы видим одно и то же — один дизайнерский код. И еще: «Ведь этих людей никто не бил, никто им не угрожал — они сами пошли в магазин, купили материалы и сделали вот этот ремонт».
Возникает вопрос: свергать или нет тирана? Я думаю, тут нужно смотреть по обстоятельствам, помня, что освобождать все равно придется каждого по отдельности.
Если тиран категорически мешает это делать, например, не дает вам заниматься искусством, спортом, заставляет носить одинаковую одежду, говорит, во что верить, то лучше бы его не было (но как это сделать?)
Если же он не мешает освобождать себя, своих детей и других людей каждый день от экономической несвободы (работать, то есть), алкоголя, наркотиков, глупости, черной одежды, дурацкой прически, то лучше сначала освободить как можно больше людей, и тираны сковырнутся естественным образом.
То есть, при тиране делается инкубатор для нетиранов. А то где вы их возьмете в нужный момент, когда у вас одни бритые рабы в черной одежде? Тираны делаются из рабов.
И из бунтовщиков.
Вот, например, один из них — Сталин. Бунтовщик, ставший тираном.
Думая о нем, я вспоминаю Корнея Ивановича Чуковского, детского писателя. Он любил Сталина. Что он думал и как к этому пришел — неизвестно, но любил. Сталин отвечал ему взаимностью — еще и потому, что Чуковский писатель, а Сталин чрезвычайно любил читать.
Так вот, во времена Чуковского упомянутый государственный деятель еще не перебил своих соратников-противников, поэтому свергатели деспотов еще имели место быть. Корней Иванович спрашивал иногда: «Зачем эти люди садятся в тюрьму? Ведь можно столько всего сделать».
И он делал. Переводил книги, писал стихи и сказки, которые до сих под делают детей и взрослых свободнее: прививают любовь к чтению, а просвещение делает их свободнее.
Также многие другие люди делали окружающих свободными, что со временем привело к тому, что тираническая власть пала, оставив после себя руины детские библиотеки (превращенные свободными людьми в магазины), бесплатные больницы, отопление квартиры за пятнадцать долларов в месяц и некоторые другие подобные вещи, леденящие в жилах кровь.
Странно, что тиран не помешал Чуковскому писать стихи. Даже стихотворение Таракан «Покорилися звери усатому, чтоб ему провалиться, проклятому!» почему-то не принял на свой счет (хотя нашлись добрые люди, которые на это указывали) и даже цитировал.
Почему деспоты разрешают такое? Ведь они должны только мучить людей, наслаждаясь их страданиями. Очень странно. Как, например, получилось, что лондонское метро построено свободными людьми в виде тесных, грязных труб, а московское — угнетаемыми рабами — как светлые подземные дворцы? Загадка. Как говорил Гендальф: «Вопросы... вопросы...»
Но это к слову.
Как вы уже поняли, я за освобождение каждого человека по отдельности и всех вместе, а также думаю, что одно без другого не работает. Ни первое, ни (в особенности) второе.
Что, если работает?
Процитирую еще раз стихотворение Максимилиана Волошина. Обратите внимание, что оно написано в 1919 году, когда автор еще не мог знать, что произойдет в двадцатые и тридцатые годы. Но знал.