Tilda Publishing

Без тиранов

Два пути к освобождению
космос палех
Многие думают, что для того, чтобы освободить страну от угнетения, нужно зараз освободить всех людей. От кого? От тирана. Тогда они станут свободными.

Я наблюдал этот процесс и скажу, что после того, как вы освободите всех, придется немало потрудиться, чтобы сделать свободным каждого по отдельности.

Приведу пример. Как только пал Советский Союз, люди получили свободу носить любую одежду, прическу и макияж. До этого даже обычные джинсы считались разлагающим влиянием Запада. Их невозможно было купить, потому что не умели шить (сейчас тоже не умеют) и не импортировали. Не то, чтобы человек сталкивался с репрессиями за упомянутые джинсы или малиновый пуховик, просто пошив одежды определялся централизованно, а люди, в условиях дефицита, были рады купить и носить то, что есть. Также маленькое, несущественное, но неприятное давление имело место.

А в парикмахерских криворукие мастера стригли всех мужчин под канадку, а женщин под копну сена.

И вот пришла свобода. Репрессий не стало, а секонды, напротив, стали. Выбор стрижек и одежды двинулся к тому, который есть в любой европейской стране. И что сделали жители моего родного города? Они тут же нарядились в одинаковую одежду. Причем, черную.

Смотрятся они в ней как какие-то движущиеся комья особенно плодородной и хорошо увлажненной почвы. Тридцать лет так ходят. При тиранах, надо сказать, люди одевались в разноцветную одежду, хотя и стремную — можно посмотреть на старых видео — просто модельерам тиранических швейных фабрик не могло прийти в голову покрасить в черный цвет все: их бы не поняли ни на худсовете, ни в парткоме. Да и черной краски не хватило бы: все было в дефиците.
Что же до стрижек, мужчины немедленно сбрили себе на голове все волосы. Женщины завились кто во что и надели лосины. Первые стали выглядеть как выросшие в колхозе бандиты, вторые как проститутки.

Мне от такой моды сплошная выгода, поскольку лысина лучше всего маскируется полным сбриванием волос (а не шапочкой из них, как у Трампа или нестарого Лукашенко), но почему люди, у которых есть выбор, сделали его в пользу имиджа, словно их пленил диктатор и посадил в тюрьму — черная одежда и бритая голова?

«Вчерашний раб, усталый от свободы, возропщет, требуя цепей»? — поэтому?

В кинематографе тоже довольно странная ситуация. Тираны требовали, чтобы фильмы были качественные и не критиковали их тиранию. Когда пришла свобода делать любые, выбор пал в пользу треша. Нет, не прекрасных лент, которые боролись бы за свободу.

В литературе похожая ситуация.

Касательно дизайна помещений, мне нравится наблюдение дизайнера Лебедева о том, что от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Астрахани мы видим одно и то же — один дизайнерский код. И еще: «Ведь этих людей никто не бил, никто им не угрожал — они сами пошли в магазин, купили материалы и сделали вот этот ремонт».

Возникает вопрос: свергать или нет тирана? Я думаю, тут нужно смотреть по обстоятельствам, помня, что освобождать все равно придется каждого по отдельности.

Если тиран категорически мешает это делать, например, не дает вам заниматься искусством, спортом, заставляет носить одинаковую одежду, говорит, во что верить, то лучше бы его не было (но как это сделать?)

Если же он не мешает освобождать себя, своих детей и других людей каждый день от экономической несвободы (работать, то есть), алкоголя, наркотиков, глупости, черной одежды, дурацкой прически, то лучше сначала освободить как можно больше людей, и тираны сковырнутся естественным образом.

То есть, при тиране делается инкубатор для нетиранов. А то где вы их возьмете в нужный момент, когда у вас одни бритые рабы в черной одежде? Тираны делаются из рабов.

И из бунтовщиков.

Вот, например, один из них — Сталин. Бунтовщик, ставший тираном.

Думая о нем, я вспоминаю Корнея Ивановича Чуковского, детского писателя. Он любил Сталина. Что он думал и как к этому пришел — неизвестно, но любил. Сталин отвечал ему взаимностью — еще и потому, что Чуковский писатель, а Сталин чрезвычайно любил читать.

Так вот, во времена Чуковского упомянутый государственный деятель еще не перебил своих соратников-противников, поэтому свергатели деспотов еще имели место быть. Корней Иванович спрашивал иногда: «Зачем эти люди садятся в тюрьму? Ведь можно столько всего сделать».

И он делал. Переводил книги, писал стихи и сказки, которые до сих под делают детей и взрослых свободнее: прививают любовь к чтению, а просвещение делает их свободнее.

Также многие другие люди делали окружающих свободными, что со временем привело к тому, что тираническая власть пала, оставив после себя руины детские библиотеки (превращенные свободными людьми в магазины), бесплатные больницы, отопление квартиры за пятнадцать долларов в месяц и некоторые другие подобные вещи, леденящие в жилах кровь.

Странно, что тиран не помешал Чуковскому писать стихи. Даже стихотворение Таракан «Покорилися звери усатому, чтоб ему провалиться, проклятому!» почему-то не принял на свой счет (хотя нашлись добрые люди, которые на это указывали) и даже цитировал.

Почему деспоты разрешают такое? Ведь они должны только мучить людей, наслаждаясь их страданиями. Очень странно. Как, например, получилось, что лондонское метро построено свободными людьми в виде тесных, грязных труб, а московское — угнетаемыми рабами — как светлые подземные дворцы? Загадка. Как говорил Гендальф: «Вопросы... вопросы...»

Но это к слову.

Как вы уже поняли, я за освобождение каждого человека по отдельности и всех вместе, а также думаю, что одно без другого не работает. Ни первое, ни (в особенности) второе.

Что, если работает?

Процитирую еще раз стихотворение Максимилиана Волошина. Обратите внимание, что оно написано в 1919 году, когда автор еще не мог знать, что произойдет в двадцатые и тридцатые годы. Но знал.
Максимилиан Волошин
1877–1932
Они пройдут – расплавленные годы
Народных бурь и мятежей:
Вчерашний раб, усталый от свободы,
Возропщет, требуя цепей.
Построит вновь казармы и остроги,
Воздвигнет сломанный престол,
А сам уйдет молчать в свои берлоги,
Работать на полях, как вол.
И отрезвясь от крови и угара,
Цареву радуясь бичу,
От угольев погасшего пожара
Затеплит яркую свечу.
Молитесь же, терпите же, примите ж
На плечи крест, на выю трон.
На дне души гудит подводный Китеж –
Наш неосуществимый сон.
18 августа 1919 года
Комментарии
См. также:

Значение песни Бориса Гребенщикова

О том, как авианосец США попал в прошлое и стал воевать против своей же страны за свободу и демократию.

Случай из жизни, и немного о сказочном мышлении

Tilda Publishing
Обложка: micadew
© 1997–2021 Игорь Клоков
Made on
Tilda