— Так ты думала или спала?
— Вечером я прочитала твою статью, и поняла, что с ней не согласна. Мне кажется, что-то другое значит эта песня. А под утро мне приснился сон. И в нем я могла думать. Как будто я просто думала, но вдруг поняла, что спала в это время. А может, находилась между бодрствованием и сном. Как только мне это приснилось, я проснулась, но все помнила. Тогда я поняла, что новое толкование мне понятно и нравится.
— Как Менделеев?
— Да. Ха-ха!
— Но твое толкование все равно похоже на мое.
— Нет, не совсем. У тебя сделан акцент на неудачничество и на то, что они там плохие. Мне кажется, они не плохие, а, наоборот, наивные и добрые, и от этого пострадали. Это о том, как опыт приобретается. Человек шарахается по буеракам, а потом, может, ума приобретает. Но дорогой ценой.
Им, может, надо было просто ехать дальше — вверх-вниз, вверх-вниз, потому что это нормально. Хорошая, спокойная жизнь, она такая и есть — вверх-вниз. А все порывы так и заканчиваются. «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Они от неудовлетворенности. Лучше не становится, а только страшнее и хуже.
— Тебе тоже больше нравится вариант «снег на пути»?
— Да. А что до другой версии — ее я вообще не понимаю. Красивая музыка в этой песне. Невероятно красивая, которая, как мне кажется, имеет большее значение, чем слова.
— Когда ты ее расслышала?
— Я просто слушала Гребенщикова из-за тебя. У него есть несколько песен, которые мне нравятся, и это одна их них. Она — загадка для меня. Никогда раньше не думала о значении, но она такая гипнотизирующая. И печальная. Но я не против печального.
— Почему ты «из-за меня» его слушала?
— Потому что ты на мою флешку в машине записал двадцать альбомов Гребенщикова. И я плевалась ужасно, натыкаясь на них. Как я ненавидела эти песни! А потом слушала-слушала, слушала-слушала, и нашла несколько таких, которые гениальные, я считаю. Эта в том числе. Есть бессмысленные и некрасивые, на мой взгляд, а есть такие вот очень хорошие песни.
— Мне тоже далеко не все у него нравится. Но прежде, чем это понять, надо прослушать. Поэтому записал все подряд. А вот обращение «Отче мой Сергие, отче Серафиме», оно зачем?
— Человек ходит по земле, но все равно обращается к Богу в безвыходной ситуации. Есть польза какая-то от всех этих страданий. Человек приобретает опыт. Понимает, что сам по себе недостаточен для того, чтобы в одиночку найти некий светлый путь, прямой и ясный. Да еще без взлетов и падений, только вверх. Вот и просит о помощи Бога. И святых.
— Ты говорила, эта песня показалась тебе очень русской.
— В Чиангмае я ехала вечером домой, и на нее наткнулась. Послушала раз пять, и у меня было чувство, что перенеслась в Россию. Скорее всего, это случилось из-за контраста: «Кони» не похожи на тайское мяуканье и на англоязычные приличные и сдержанные песни. «Кони» отчаянные, разухабистые, с намного большим диапазоном чувств, но без излишнего пафоса. Сложная такая песня — совсем как наша дорогая родина.