Tilda Publishing

БГ «Обещанный день» Толкование

В чем смысл песни Бориса Гребенщикова «Обещанный день»?
Собственно, песня
Поскольку я истолковал Апокалипсис Иоанна (по работе нужно было), теперь можно приступить к более сложной задаче — толкованию песен Гребенщикова.

Итак, начнем:

Сегодня самый замечательный день.

Предполагаю, что имеется в виду день Страшного суда. Замечательный он не для всех, конечно, но замечательный.

О нем написано в тысяче книг.

О Страшном суде написано в тысячах книг.

Слева небеса, справа пустота,

Почему слева небеса, справа пустота? Возможно, имеет место отсылка к этому тексту:
Иисус, сын Давида
— Когда же придет сын человеческий в своей славе, а с ним все святые ангелы, тогда сядет на престоле своей славы — и соберутся перед ним все народы — и отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов — и поставит овец по правую сторону от себя, а козлов — по левую.

Тогда царь скажет тем, которые по правую сторону от него: «Придите, благословенные моего отца, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира»...

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный дьяволу и его ангелам»...
Евангелие от Матфея
Итак, справа от царя, сидящего на троне и судящего народы, — овцы, слева — козлищи. Таким образом, где они по отношению к лирическому герою Гребенщикова? Тот неизбежно стоит лицом к трону, а значит слева от него овцы, справа козлы.

«Козлыыыы... козлыыыы...»

Поэтому «слева небеса, справа пустота».

Почему «пустота», а не сковородки и не зубовный скрежет?

Да неужели наш махатма напишет о них? — это невозможно. Пустота здесь — или эвфемизм, или имеющий место взгляд на погибель души: многие представляют ее как пустоту или небытие. Впрочем, можно понять и как пропасть, а сковородки там, ниже.

а я иду по проволоке между них.

Точное описание состояния души перед судом. В поэме Алексея Толстого Иоанн Дамаскин оно же выражается словами: «Иду в незнаемый я путь, иду меж страха и надежды».

Спетое вчера осталось вчера.

Все сходится: дни на земле для лирического героя закончились.

В белой тишине — белые поля.

До недавнего времени я думал, что эта строчка сделана исключительно для связки, но нет, здесь возможна аллюзия на следующий текст:
Иисус, сын Марии
— Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А я вам говорю: возведите ваши очи, и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
Евангелие от Иоанна
Побелевшая (ставшая светлой) пшеница — признак близости жатвы, а жатва — символ конца века.

Последнее утверждение также нуждается в пруфах:
Матфей, сын Алфея
Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, подойдя к нему, его ученики сказали:

— Разъясни нам притчу о плевелах на поле.

Он же сказал им в ответ:

— Сеющий доброе семя есть сын человеческий. Поле есть мир. Доброе семя — сыны царства, а плевелы — сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть дьявол. Жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы.
Евангелие от Матфея
Нечего желать и некем больше быть —

Еще одно доказательство верности предположения о том, что эта песня о конце земного существования человека.

«Некем больше быть» — лирический герой напоминает автора, потому что и он, похоже, известная личность. К тому же, певец: «Спетое вчера осталось вчера».

здравствуй, это я.

«Здравствуй, раб мой Борис. Давно тебя ждал. Все хотел спросить: о чем твои песни? Или без косячка их и мне не понять?»

Господи, я твой, я ничей другой.

Круто. Правда, что ли? Наверно, правда: русским же по белому написано. Вот только Господь для лирического героя — Саваоф или Будда Шакьямуни?

Кроме тебя здесь никого нет.

Как бы неправда, потому что есть еще как минимум лирический герой БГ, не говоря уже о множестве овец и козлищ, но может иметь место отсылка к этому тексту:
Исайя, сын Амоса
Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится — и один Господь будет высок в тот день.
Книга пророка Исайи
Пусть они берут все, что хотят,
а я хочу к тебе — туда, где свет.


Сильные слова. То, с чего начинался путь подвижников.

Как видим, не все песни Гребенщикова являются описанием галлюцинаций: некоторые имеют смысл и обнаруживают значительную эрудицию автора.

В заключение, подарок читателю: полный текст этой замечательной песни — проверенный и грамматически правильный (чего, обычно, днем с огнем не сыщешь).
Борис Гребенщиков
Сегодня самый замечательный день.
О нем написано в тысяче книг.
Слева небеса, справа пустота,
а я иду по проволоке между них.

Спетое вчера осталось вчера.
В белой тишине — белые поля.
Нечего желать и некем больше быть —
здравствуй, это я.

Господи, я твой, я ничей другой.
Кроме тебя здесь никого нет.
Пусть они берут все, что хотят,
а я хочу к тебе — туда, где свет.
БГ
Tilda Publishing
© 1997–2018 Игорь Клоков
Made on
Tilda