Tilda Publishing

Забытая основа

Сола скриптура, солус Христус... вставьте пропущенную фразу
космос палех
Фрагмент витража кафедрального собора Сатерка, Лондон
Однажды я в очередной раз ликвидировал собственную безграмотность, на этот раз в области основ Реформации.

В частности, мне удалось узнать, что сола скриптура означает не «только писание», как я раньше думал, а «только писанием», равно и сола фиде не «только вера», а «только верой». Сола грация — «только благодатью». Всё на латыни в творительном падеже.

Тогда любили сокращать. В расширенном переводе фраза может выглядеть как «[мы живем (движемся, существуем)] только писанием (верой, благодатью)». Что, собственно, и отличает «нас», то есть протестантов (хороших ребят), от католиков (плохих), у которых для этого есть множество других книг, а также дева Мария, папа Римский и сонмы святых. Писание у них, конечно, тоже есть, но далеко не «только», а вместо благодати — отпущение грехов за денежку. Тут все понятно, ничего нового.

«А как, интересно, на латыни выглядит фраза ‹только Святым Духом?›» — спросил себя я, и снова открыл ту же страницу с основами Реформации.

«Она должна быть где-то здесь, — говорил я, пробегая глазами по тексту, — где же... что же... так... вот... вот... сола скриптура есть, сола фиде на месте, сола грация как тут и была... непонятненько... как же это? Постойте, товарищи, а где же основа сола Спиритус Санктус?! Куда она делась?!

Так, еще раз — теперь в статье на английском: sola scriptura — отметил галочкой, sola fide — подчеркнул, sola gratia — обвел овальчиком.

И здесь нет sola Spiritus Sanctus.

А! Ну да! Конечно! Она в расширенном списке из пяти основ! Все просто... так, нет, не просто. Как она может быть в расширенном списке, если это самая главная, первая основа? Ведь никто не может назвать Христа Господом иначе как по вдохновению от Святого Духа. Что ей делать среди менее важных основ?

Да и понимание того, что именно Иисус (а не Бар-Кохба, не Танхельм Антверпенский, не Уильям Дэвис, не Рюхо Окава и не Марина Викторовна Цвигун) является Мессией, Христом — дается тем же Святым Духом.

И знание Священного писания сообщается им же.

Ее просто не может быть среди менее важных основ.

Все равно надо проверить. Посмотрим, посмотрим... итак, их две: cолус Христус и соли Део глория.

Так ее и нет среди них.

Нет, подождите, я глазам не могу поверить. Еще раз: солус Христус и соли Део глория. Только две.

А, ну да, есть ведь еще статьи на английском. Это наши явно что-то напутали.

Так, так, посмотрим... странно... и здесь только solus Christus и soli Deo gloria. Еще раз: solus Christus — выделил желтым маркером, soli Deo gloria — обвел прямоугольником. Только две. Мама! во всех статьях только две! Это... как это... что это?!

Может... может это потому, что основы ведь, по существу, это то, что отличает протестантов от католиков... нет нужды обозначать то, в чем нет отличия... ну да, в католической церкви времен Лютера всё так и точилось Святым Духом... каждая индульгенция... каждая железная дева и дыба... нет, тут явно что-то не то.

Да... это как-то странно, — подумал я в конце исследования, —

зато многое объясняет».
Tilda Publishing
© 1997–2018 Игорь Клоков
Made on
Tilda