Я давно задавался этим вопросом, и, наконец, нашел ответ. Великий хор голосов из интернета и сми на все лады поет, что самолет безопаснее машины в стопятьсотмиллионовтысяч раз. «Сколько разбивается машин, и сколько самолетов?» — с улыбкой дурачка на лице (во всяком случае она мне представляется) спрашивает очередной успокоитель.
Да, я понимаю, что машины разбиваются чаще, но люди в них и ездят больше. «Сколько раз в год вы воспользовались машиной и сколько — самолетом? Сколько людей никогда не летают на самолетах, при этом ездят на машине?» — хочется спросить в ответ, а также: «Сколько авиакомпания заплатила вам за статью?»
Хорошо, у рерайтеров мы спрашивать не будем, но где искать информацию? Если бы все люди совершали одну двухчасовую поездку на машине в неделю и один двухчасовой перелет, можно было бы воспользоваться мировой статистикой аварий, но они так не ездят.
Я не против считать самолет самым безопасным транспортным средством, как они все твердят — мне бы этого хотелось — но меня не устраивают их аргументы.
После длительных поисков я таки нашел информацию. И не сказать, что она глубоко закопана, потому что английская Википедия это не глубоко, но ведь и туда надо сперва добраться, через потоки елея и меда на одних сайтах (промоутеров) и пустыни (официальных, посвященных безопасности полетов) на других. На основании найденной информации я сделал следующие выводы:
За год авиация мира перевозит четыре миллиарда пассажиров. Из них погибает около пятисот. Таким образом, если вы совершаете два перелета в год, больше четырех миллионов лет прожить не получится.
Затем — есть три способа определить опасность того или иного способа передвижения: по числу трупов на миллиард поездок, на миллиард пассажиро-часов, и на миллиард километров. Это логично. Слава Википедии! Ветеранам войн правок — слава!
Далее — провести час на борту самолета опасно ровно настолько же, сколько в поезде. Об этом не говорится, потому что «самолет — самое безопасное транспортное средство». И в три раза опаснее, чем в автобусе. В британском автобусе. В Тайланде, например, где водители предпочитают отсыпаться за рулем, статистика другая.
Да, но самолет движется в десять раз быстрее, поэтому мы сделаем пересчет на километры, и скажем, что самолет в десять раз безопаснее поезда. Переместиться из Пекина в Берлин на самолете в десять раз безопаснее, чем на поезде. Так звучит намного красивее. И в 892 раза безопаснее, чем на велосипеде. Так еще лучше.
Нет, пожалуй, мы не скажем, что самолет в десять раз безопаснее поезда, потому что цифры скучны, мы просто скажем, что все будет хорошо.
Также мы не скажем, что совершить один полет в двадцать семь раз опаснее, чем одну поездку на автобусе — зачем пугать людей? — ведь в автобус зашел-вышел, зашел-вышел, поездок много, смертей мало.
По той же причине мы не скажем, что один полет в три раза опаснее одной поездки на машине. Нужно думать, что говоришь. Ведь статистика как столб: освещает мало, но если опереться — поможет. Главное, упереться в правильное место. Мы лучше соврем, что поездка в аэропорт намного опаснее предстоящего полета.
В рассчете на одно путешествие самый безопасный вид транспорта — автобус. Самый опасный — космический корабль. На миллиард человек, перевезенных автобусами в Соединенном Королевстве, приходится 4,3 погибших. Если бы все они полетели в космос (Диду! диду! комуняки у космос политэлы! — Шо, уси? — Та нэ, одын), погибло бы семнадцать миллионов. Если не брать экзотику, самый опасный вид транспорта в рассчете на одно путешествие — мотоцикл.
Просидеть один час безопаснее всего также в автобусе. Опаснее всего — под куполом парашюта. Если и тут не брать экзотику, то снова на мотоцикле.
Переместиться на тысячу километров безопаснее всего на самолете (и этой козырной картой машут перед нашими носами промоутеры авиакомпаний). Опаснее всего — опять на мотоцикле. Даже в два раза опаснее, чем идти пешком или ехать на велосипеде. Забавно: пройти пешком от Лондона до Эдинбурга в два раза безопаснее, чем проехать на мотоцикле.
Итак, успокоить себя тем, что самолет невозможно, супер-пупер, страшно сказать как, в бешеные тысячи и миллионы раз безопаснее всего, что движется, не получится.
Но можно успокаивать себя тем, что на борту самолета находишься ровно в той же опасности-безопасности, что в купе поезда. Что провести там час в четыре раза безопаснее, чем в машине (как будто противоречие со сравнительной безопасностью одной поездки на машине, но, возможно, это потому, что средняя поездка в машине короткая). В семь, чем идя пешком. В восемнадцать, чем на велосипеде. В сто пятьдесят семь, чем на мотоцикле. Ну и, нельзя забывать, в 2272 раза, чем на космическом корабле.
При рассчетах я пользовался этой таблицей: