Tilda Publishing

Карго-культы вокруг нас

Так ли уж мы умнее племен, населяющих острова в Тихом океане?
космос палех
Изображающие изображателей
На днях почитал о грузовом культе. Что это такое? В годы Второй мировой войны американцы строили взлетно-посадочные полосы на островах Тихого океана с целью принимать грузы военного и гражданского назначения.

Местные племена видели, что белые люди умеют каким-то образом приманивать больших железных птиц, внутри которых находится много ценных вещей, часть которых перепадала и им при меновой торговле, а также в качестве подарков.

Война закончилась, железные птицы прилетать перестали. Тем не менее, жители островов были совсем не против, чтобы они продолжали их навещать, особенно если учесть, что, прилетай они сейчас, весь груз достался бы им.

Людьми они были неглупыми, поэтому обратили внимание, что суета белых людей (зажигание огней, переговоры по рации, выстраивание шеренгой, знаки флажками) предшествует прилету каждой железной птицы, а значит, является необходимым его условием.

После отбытия американцев островитяне стали зажигать огни на взлетно-посадочных полосах, делать рации из соломы, наушники из половинок маленьких кокосовых орехов с антеннами из бамбуковых палочек, маршировать с оставшимися ружьями и вырезанными из дерева их подобиями, рисовать на коже ордена и буквы USA и изображать сигналы посадки. Они даже строили новые аэродромы со взлетно-посадочными полосами и вышками.

Железные птицы по необъяснимой причине не прилетели, поэтому за последние семьдесят лет большинство грузовых культов заглохло. Большинство. Не все.

Такой игнор был особенно обиден, потому что к тому времени островитяне уже знали от своих исполненных мудрости духовных руководителей, что вещи, приносимые птицами, были сотворены духами их предков и предназначались только им — белые же люди завладевали ими из-за какой-то ошибки или злого умысла.

Ричард Фейнман, физик, один из создателей квантовой электродинамики, сравнил с грузовыми культами деятельность некоторых псевдоученых, которые изображают нечто, напоминающее науку, но незнакомых с ее основополагающими принципами.

Параллели с грузовыми культами находят и в программировании. Как в деятельности людей, которые быдлокодогенерировали-быдлокодогенерировали, да не выбыдлокодогенерировали, так и тех, кто, что называется, «пляшет с бубном вокруг компьютера». Английский аналог упомянутой пляски — «размахивать [над ним] дохлой курицей».

А мне вот какая мысль пришла: если рабочие думают, что товары производят они, а бухгалтеры только бумажки с места на места перекладывают, владелец же и вовсе ничего не делает, а только отнимает у них материальные ценности — не напоминает ли это грузовой культ? Если нет, почему они не могут организовать производство без упомянутых бухгалтеров, управляющих, а, главное, владельца? Имитировать могут, наладить систему — нет. Примеров много.

И еще подумал: не является ли поздняя версия христианства грузовым культом по отношению к ранней? Или любая неэффективная по отношению к эффективной, от которой произошла?

Я знаю, многие скажут, что любая одинаково неэффективна, кроме эффекта набивания церковной казны. С этим не соглашусь: самолеты прилетали и, время от времени, продолжают прилетать. Но нужно понять, в чем тут параллель. И что на самом деле приманивает их.
Tilda Publishing
© 1997–2018 Игорь Клоков
Made on
Tilda