Когда-то это был основной метод изучения не только латыни, но и всех предметов. Ученику предлагалось многократно повторять: «Битва при Сиракузах произошла в триста девяносто шестом году до нашей эры, битва при Сиракузах произошла в триста девяносто шестом году до нашей эры, битва при Сиракузах произошла в триста девяносто шестом году до нашей эры, битва при Сиракузах произошла в триста девяносто шестом году до нашей эры, битва при Сиракузах произошла в триста девяносто шестом году до нашей эры, битва при Сиракузах произошла в триста девяносто шестом году до нашей эры, битва при Сиракузах произошла в триста девяносто шестом году до нашей эры».
Потом она была с позором изгнана из стен школ и университетов. Ее место занял метод обучения через понимание. Из классов по изучению иностранных языков она была изгнана тоже.
Так вот:
насколько странно и глупо учить физику методом зубрежки, настолько странно и глупо учить иностранный язык через понимание. Помню, учительница рисовала нам кружочки, треугольники и квадратики, изображающие подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. Это не помогало нисколько. И не могло помогать.
Обучение языку отличается от изучения геометрии тем, что это — телесный навык. Его можно сравнить с обучением борьбе. Как-то никому не приходит в голову учить боксу, посадив учеников за парты.
Впрочем, однажды у нас в институте был урок физкультуры, во время которого мы сидели за партами — помню, нас это сильно развеселило — урок физкультуры за партами. Были девяностые годы, и завкафедрой физкультуры, будучи последователем Порфирия Иванова, привел своих единоверцев поговорить с учащимися о здоровом образе жизни.
Такое тогда с рук сходило, потому что средства массовой информации еще не успели объяснить, что в России только две веры правильные — православная и атеистическая. Так мы узнали, что Порфирий Иванов суть воплощение божества, поэтому нужно обливаться холодной водой и нельзя плеваться.
В говорении задействованы артикуляционные мышцы, и изучение иностранного языка заключается в развитии этих мышц и тренировке многократным произнесением одних и тех же фраз, что является зубрежкой.
Если не нравится это слово, можно сказать, что суть метода — тренировка. Предлагается тридцать диалогов. Их нужно прослушать много-много раз, особенно первые. Сотни и тысячи раз. До тех пор, пока не будут расслышаны все звуки, морфемы, интонации — все из чего состоит речь. Диалог повторяется внутри аудиотрека десять минут, его ставят на повтор и слушают от сорока минут до трех часов в день (и это ужасно — я знаю, что это работает, но я ненавижу замяткинские диалоги — я хочу записать свои, но, боюсь, за счет саботажа мозга и они мне не понравятся).
Затем учащийся громко произносит диалоги, максимально подражая интонации дикторов. Громко — чтобы развить артикуляционные мышцы. И так — несколько месяцев.
Когда тридцать диалогов прослушаны жуткое число раз и произнесены страшно сказать сколько, артикуляционные мышцы развиваются, и в мозгу образуются как бы островки иностранного языка, которые автор рекомендует наращивать и сращивать друг с другом посредством массированного чтения. Читать надо только то, что интересует. Лучше большие произведения, чтобы пониманию помогал контекст.
В конце книги автор приводит, за что ему особая благодарность, выдержки из сочинений несравненного Ли Вонг Яна. Об этом гении слова я впервые узнал именно от Николая Федоровича. Тем, кто про мастера Ли не слышал, я немного завидую, поскольку им еще предстоит «об него насладиться», тогда как для меня это уже в прошлом.
Сам Николай Федорович тоже пишет хорошо, хотя, конечно, не так феерично, как упомянутый Ли Вонг Ян (но с тем и никто не сравнится). Книгу читать было весело и интересно, хотя я постоянно хотел сократить предложения и убрать ненужные кудрявости, но это не важно. Наверное, я прочитал бы ее, даже если бы не хотел учить иностранный язык, просто из любви к литературе и здоровому юмору.
Скачать можно на
официальном сайте.