По идее, член коммунистической партии понятно какое отношение к религии должен иметь.
С другой стороны, вот, говорят, на войне неверующих было мало, потому что одно дело — на диванчике рассуждать, а другое — жизнью рисковать. При том, что членов партии там меньше не становилось, кроме потерь в боях. А летчики-испытатели тоже рискуют жизнью.
Известно, что Юрий Алексеевич людей на улице за пуговицу не хватал и вопросов: «Знаете ли вы истинное имя Бога? Возможен ли рай на земле? Почему в мире так много страданий?» — не задавал.
Тем не менее, был крещен в православной вере, крестил дочь и был крестным отцом племянницы.
Ну, там, по мелочи: предлагал восстановить Храм Христа Спасителя. На пленуме ЦК. Под аплодисменты.
Бывал в Троице-Сергиевой лавре.
Навещал схимонахиню старицу Макарию, к которой ездила его мать, и заботился о ней.
Но заметка не об этом, а о том, что аргумент попал в школьную программу. Значит, какие-то люди, прекрасно отдавая себе отчет в его качестве, все же решили использовать, чтобы обманывать детей.
В каком именно это было классе? Точно не помню, но понятно, что в первом, втором или третьем, потому что Мария Матвеевна была учителем начальной школы. Получается, те люди, которые отвечали за школьную программу, подумали: школьникам какого возраста мы расскажем о том, что в космосе Бога нет? И решили, что это должны быть дети от семи до десяти лет. Вероятно, потому, что дети постарше могут уже и оценить качество аргумента. Некоторые дети. Именно некоторые, потому что многие взрослые не могут этого сделать.
Значит, это случилось примерно в 1980 году, через 16 лет после смещения Никиты Хрущева, который, еще находясь у власти, обещал показать последнего попа, а также инициировал новый виток гонений на веру и, возможно, придумал фразу, приписываемую Гагарину.
Не все любят объяснять очевидные (для них самих) вещи, но ко мне это не относится, поэтому я объясню, почему качество этого аргумента низкое. Конечно, странно, что это приходится делать, но уж, коль скоро он используется, придется дать ответ.
В представлениях христиан, Бог не живет в космосе — он трансцендентен, то есть, не находится в видимом мире. Его основная резиденция в «параллельной вселенной», если использовать язык писателей-фантастов. Именно эту «параллельную вселенную» и называют «небом», в переносном смысле — но это не то небо, по которому птицы летают.
В то же время, он вездесущ, то есть находится везде, или, во всяком случае, может отправиться, куда захочет. Но «везде» находится (или способен находиться) его Дух, а тот, по определению, невидим. Его присутствие можно ощущать, его мысли и чувства понимать, но видеть Дух нельзя. Он может стать как бы видимым, если захочет, — тогда человек сподобится видения. Так же могут поступить и другие духовные существа.
Но этого удостаиваются не все люди, и не каждый день. Среди мусульман, обратившихся в христианство, таких немало, потому что мусульманину стать христианином, мягко говоря, затруднительно, но уж если к нему приходит сам Господь Бог в зримом облике и рассказывает, что к чему — тут выбора не остается.
К уголовным авторитетам это тоже относится. Знаю человека из их среды, к которому лично пожаловал Господь Иисус Христос, после чего тот стал христианином.
— Ты чё, в натуре, есть, что ли? — сказал тот мой знакомый при встрече.
Было бы забавно, если бы Господь наш Иисус Христос еще в иллюминатор международной космической станции иногда заглядывал. На Пасху, например. Тут уж никто бы не сказал, что он Бога в космосе не видел. Впрочем, за такие глюки космонавта могут и на землю списать, поэтому мы не узнаем, даже если нечто подобное случится. Слышал, что оно и случается, но пока не проверял.
Есть и такое соображение, для самых умных: если Бог находится на небе — обычном небе, то есть, в слоях атмосферы, — его должно быть видно из иллюминатора самолета, а также невооруженным взглядом с земли, или в бинокль. Если в космосе, то в телескоп — космический корабль не нужен. Все, что видно из его иллюминатора, видно и в телескоп.
Во времена изобретения последнего никто с его помощью обнаружить Бога не надеялся. Так же, как не выдвигался аргумент, что, раз Бога в него не видно, — значит, того нет. Может, люди были поумнее? Или их сожгли бы на костре за такие высказывания? Нет, это хронологическая ошибка — на кострах раньше сжигали. Я думаю, они были умнее. У них не было крестьян среди ближайших (и не ближайших) предков, как у Хрущева. Во всяком случае, у тех, кто телескопами занимался.
Историю с необнаружением Бога в космосе так раскричали, что даже Клайв Льюис посвятил этому вопросу главу в своей не переведенной на русский язык книге «Christian Reflections» — оттуда любят выдергивать и перевирать цитаты.
В главе он высказывается многосложно, в частности, говорит о том, что искать Бога в космосе — все равно, что Шекспира в его произведениях. Но это примитивный пересказ.
Для пропаганды аргумент сойдет, потому что для нее и любой сойдет: глупых людей много, поэтому можно говорить все, что угодно — кто-нибудь клюнет. А не клюнет — мы для него другую глупость припасем.
Какие-то тролли разнесли, что Земля плоская, NASA — масонская организация, фотографии круглой земли из космоса подделаны. И что же? Есть множество людей, наших современников, которые в это верят. Это правда: есть такие люди.
Единственная ситуация, на мой взгляд, где аргумент уместен, следующая: в пьяной компании (разрешены в Российской Федерации) сидит свидетель Иеговы (нет им мира и благословения от министерства юстиции Российской Федерации) и не пьет, а вместо этого задает вопросы типа: «Что будет с этим миром?» И вот, когда все уже набрались, один из присутствующих говорит свидетелю Иеговы (нет им мира и благословения от министерства юстиции Российской Федерации):
— Да, лдно, Ггарин в ксмосе Бога не видл, ха, ха, ха, ик, выпей уже! Выпей!.. Он скзал «поехли» и запил водой. И смтрю это я на вас, свдетелей и думаю... ик... Вдо! ль, да, по ре! чке, речке, да, по Каза! нке си! зый се! ле! зень! плыве! от! Давай выпьем! Са! ашенька! Ма! ашенька! душенька Пара! а...а... душенька Пара... кажись, я слова забыл, да, лдно, неважно... ты мня увжаешь?